Понятие духовная поэзия в современной литературе настолько расширенное, что порой легко запутаться. Стало нормой относить к духовной поэзии любое произведение, в котором упоминается имя Бога или есть проявление религиозного сознания. Если творение автора выстроено на библейском сюжете, то такое произведение сразу причислять к духовной поэзии. В православной литературе всякое стихотворение о Родине, сочиненное мирянами или монахами, является духовным, если в нем присутствует религиозная символика. Существует множество различных творческих сообществ и объединений, которые относят свои произведения творения к духовной литературе. Проходят фестивали и конкурсы духовной поэзии. Сейчас быть частью духовного мира – модно и престижно.
Однако раньше все было по-другому. Корни духовной поэзии уходят глубину русской культуры. В те времена духовными назывались лиро-эпические, фольклорные песни о России, содержащие религиозную суть. Их исполняли нищие – калики.
Духовная поэзия ориентировалась на литургические песнопения.
По мнению Архимандрита Рафаила, литургические песнопения особый вид искусства, который невозможно отнести к определенному роду, известному всем. Особенность духовной поэзии он видит в том, что она отличается от мирской поэзии вроде лирики, эпоса и драмы и формой, и содержанием, и языком. Духовной поэзии не характерны яркие, кричащие краски. Нет эмоциональных взрывов, душераздирающих страстей, лирической грусти, описания человеческих страданий и изображения царящего в мире зла. В этой поэзии человек не найдет душевное наслаждение. В ней нет всего, что присуще поэзии мирской — чарующей и привлекательной основы, неожиданных сравнений и метафор, страстных и ярких образов, натягивающих и напрягающих душу как струны скрипки.
Человеку неверующему поэзия эта не понятна, она не отзывается в его душе, звучит монотонно как звуки прибоя. Красота церковных песнопений, тихий голос благодати, воспетые в духовной поэзии, может услышать и прочувствовать только верующий. Для него духовная поэзия звучит как молитва в стихах, открывающая путь к общению с Богом.